Москва

Канат лифта: замена, натяжение, браковка, перепасовка, запасовка, подвеска

28.04.2023
Канат лифта: замена, натяжение, браковка, перепасовка, запасовка, подвеска

Разделы статьи:

Обеспечивающий гибкий подвес противовеса и кабины лифта, несущий канат огибает КВШ и наматывается на барабан во время работы лебедки. Сопровождается данный процесс напряжением троса в виде сил растяжения. Кроме этого, изделие испытывает воздействие напряжения изгиба, выдерживает скручивающие и сдвигающие нагрузки. Поэтому оно должно иметь высокую прочность, чтобы избежать вытягивания под действием статических и динамических нагрузок, обладать гибкостью.

К главным причинам износа/повреждения грузолюдского троса следует отнести следующие:

Подбор тросов

Грузолюдские канаты в зависимости от назначения могут отличаться по особенностям плетения, размерам, возможности раскручивания, видам свивки, наличию дополнительных покрытий. Для выбора необходимого изделия следует учитывать: износостойкость, усталостную прочность, показатели вытяжки.

Осуществляя расчет и подбор изделия, следует помнить, что номинальный диаметр канатов подъемника, перевозящего пассажиров, должен быть не менее 8 мм. В грузовых подъемниках и ограничителях скорости диаметр должен быть не менее 6 мм.

В приведенной ниже таблице приведены диаметр троса и разрывное усилие, которое он способен выдержать, на примере канатов DIN.

Диаметр (мм) Разрывное усилие (kN)
Маркировочная группа 1370/1770
8 27.5
9 34.9
10 43
11 52.1
12 62
13 72.7
14 84
15 97
16 110

Параллельно работающие изделия подвески кабины/противовеса должны быть одинакового диаметра, иметь одинаковую структуру и запас прочности. Кроме того, не допускается сращивание грузолюдских канатов механизмов спуска/подъема и ограничителя скорости.

Направление и типы свивки

Изготавливаемый из проволок грузолюдской канат лифта свивается в пряди, которые, в свою очередь, размещаются вокруг сердечника. Сердечник может быть выполнен из вискозы, полиэтилена, пенькового волокна, хлопчатобумажной ткани.

Свивка стальных тросов имеет два определения — это тип и направление. По направлению они могут быть левой или правой свивки, которые, в свою очередь делятся на изделия односторонней и крестовой свивки. Для того чтобы правильно определить направление свивки, нужно смотреть на изделие снизу вверх.

В подъемниках используется тросы двойной свивки. В таких изделиях проволоки сначала сплетаются в пряди, после свиваются в трос.

Навеска

Поступающие на монтаж/нарезанные тросы проверяются на механические повреждения, с них удаляется лишняя консервационная смазка. Начинается навеска канатов с узла размещенного в верхней части шахты при верхнем расположении машинного помещения. Сквозь отверстия, находящиеся в полу машинного помещения, тросы опускаются в шахту и с помощью обоймы закрепляются на подвеске. Метка длины каната в обойме должны находится на тыльной стороне клина.

Тросы укладываются в ручьи КВШ в машинном помещении, затем прижимаются и подтягиваются к ободу канатоведущего шкива струбицей.

Вращением штурвала обеспечивается регулировка натяжения тяговых канатов лифта. Вторые концы опускаются в шахту, раскручиваясь до свободного провисания. Запасовка канатов осуществляется аналогичным способом.

Окончательная регулировка натяжения осуществляется после установки ограничителя скорости и его троса, регулировки ловителей подъемной машины и загрузки противовеса грузами. Для обеспечения регулировки кабины противовес снимается с упоров. Струбцина канатоведущего шкива для подъема кабины переставляется в положение “Б”. Штурвалом производится поднятие кабины на 20-30 см над упорами, затем они убираются. По тому же принципу противовес снимается с упоров. Регулировка натяжения осуществляется с помощью гаек тяг пружинной подвески.

Если для регулировки натяжения одного из канатов хода гайки недостаточно, по отношению к другим, необходимо перепустить грузолюдской трос по клину в обойме.

Полиспастная подвеска противовеса и кабины, при расположении машинного помещения сверху, позволяет произвести замену тросов аналогичным образом. Единственное отличие в том, что при опускании в шахту канаты обводят вокруг блоков полиспастов, затем поднимают к балансирной/жесткой подвеске, производя перепасовку.

Схема запасовки при замене канатов с нижним размещением машинного помещения предполагает размещение у лебедки бухты канатов, навеска начинается с короткой ветви. Рычаги в балансирной подвеске фиксируются подкладками в горизонтальном положении. Струбцина ставится на подвеске противовеса на канатоведущий шкив после запасовки, штурвалом натягивается трос. Другой конец троса протягивается через блоки и запасовывается вверху шахты на подвески. Грузолюдской трос натягивается гайками крепления тяги подвески. Натяжение регулируется на платформе гайками винтовых тяг.

Нормы браковки

Оценка степени износа и определение пригодности грузолюдского каната для дальнейшего использования называется браковкой. Браковка канатов производится, если произошел обрыв пряди, уменьшился номинальный диаметр, произошел поверхностный износ. Выбраковка осуществляется так же если трос пассажирского/грузового подъемника подвергся коррозии, деформации, чрезмерной вытяжке.

Вытяжка канатов происходит под нагрузкой. Изделия с металлическим сердечником растягиваются меньше, чем с органическим. Существует 2 типа вытяжки: конструкционная и эластичная. Первая возникает из-за усадки сердечника и внутренних прядей после приложения нагрузки. Вторая происходит при загрузке/разгрузке, замедлении или динамическом ускорении.

В таблице для примера приведены официальные показатели вытяжки для грузолюдских тросов Gustav Wolf.

Тип Конструкционная Эластичная
F1 (6x19S-FC) 0.12 % 0.27 %
F1 (6x19W-WSC) 0.10 % 0.16 %
F819S-FC 0.21 % 0.25 %
F819W-FC 0.21 % 0.25 %
F3 0.14 % 0.16 %
F7 0.14 % 0.16 %
F10 0.08 % 0.16 %
F7S 0.08 % 0.16 %

Контроль смазывания

Стальной трос нуждается в регулярном техническом обслуживании, уходе и контроле. Необходимо осуществлять контроль смазки, которая наносится при изготовлении, так как во время эксплуатации она расходуется. Если на прядях появилась ржавчина, требуется немедленная повторная смазка канатов. Это предотвращает фреттинг-коррозию, увеличивает срок службы и снижает износ. Следует помнить, что срок службы троса не смазанного каната сокращается до 80% по сравнению с изделиями с достаточной смазкой.

Как узнать, что необходима повторная смазка? Просто провести пальцем по тросу. Если масляная пленка не образуется на пальце, канат требуется немедленно смазать.

Блог автора: ДелоЛифт